Новое исследование, проведенное учеными из Бристольского университета и Лондонского университета королевы Марии, показывает, что шмели обладают острым нюхом, позволяющим им различать цветы по запаху.
Цветы имеют множество различных узоров на своей поверхности, которые помогают пчелам и другим опылителям направлять их к нектару, ускоряя опыление. Эти узоры включают визуальные сигналы, такие как линии, указывающие на центр цветка, или цветовые различия. Известно также, что цветы имеют различный запах по всей своей поверхности, поэтому пчела может обнаружить, что центр цветка пахнет иначе, чем края лепестков.
Шмели могут различать цветы просто по тому, как аромат расположен на их поверхности, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Lead author Dr. Dave Lawson, из Школы биологических наук Бристольского университета, сказал: «Если посмотреть на цветок в микроскоп, то можно увидеть, что клетки, которые производят аромат цветка, расположены в виде узоров.
«Создавая искусственные цветы с идентичными запахами, расположенными в разных узорах, мы смогли показать, что эти узоры могут быть сигналом для пчелы. Для цветка важен не только его приятный запах, но и то, где он расположен».
Исследование также показало, что после того, как пчелы узнали, как расположены ароматические пятна на цветке, они предпочитали посещать неароматные цветы, на поверхности которых было такое же расположение визуальных пятен.
Доктор Лоусон добавил: «Это эквивалентно тому, как если бы человек засунул руку в сумку, чтобы почувствовать форму нового предмета, который он не может увидеть, а затем выбрал изображение этого предмета. Способность мысленно переключаться между различными органами чувств — это то, что мы считаем само собой разумеющимся, но очень интересно, что такое маленькое животное, как пчела, также способно делать что-то настолько абстрактное».
Профессор Ларс Читтка из Школы биологических и химических наук королевы Марии сказал: «Мы уже знали, что пчелы умны, но нас очень удивил тот факт, что пчелы могут изучать невидимые узоры на цветах — узоры, которые просто состоят из запаха.
«Ароматические железы на наших цветах были расположены либо в виде круга, либо в виде креста, и пчелы должны были вычислить эти узоры с помощью своих щупов. Но самым захватывающим открытием было то, что если эти узоры внезапно становятся видимыми экспериментатором, пчелы могут мгновенно распознать образ, который раньше был просто эфемерным узором из летучих веществ в воздухе.»
Старший автор, доктор Шон Рендс, также из Бристоля, добавил: «Цветы часто рекламируют своих опылителей множеством различных способов одновременно, используя смесь цвета, формы, текстуры и манящих запахов. Если пчелы могут изучать шаблоны с помощью одного чувства (обоняния), а затем переносить их на другое чувство (зрение), то вполне логично, что цветы рекламируются множеством способов одновременно, поскольку изучение одного сигнала означает, что пчела подготовлена к положительной реакции на различные сигналы, с которыми она никогда не сталкивалась».
«Рекламные агентства были бы очень рады, если бы то же самое происходило у людей».
Около 75 процентов всех выращиваемых в мире продуктов питания зависит от того, что цветы опыляются животными, такими как пчелы. Опубликованная сегодня работа является частью продолжающихся исследований Бристольского университета, в которых изучаются различные способы общения растений с их опылителями, используются различные инновационные методы для изучения того, как пчелы воспринимают цветы, которые они посещают.